УКРАИНСКИЙ ФИТНЕС В ПЕРВЫХ ЛИЦАХ
Журнал «Фитнес Ревю» #21'2004Copyright © 2004 Павел АВДОКУШИН, Мастер спорта Украины, Генеральный директор СК "МЕРИДИАН" (г. Киев) Сopyright © 2004 «Фитнес Ревю» Беседу вел Главный редактор журнала «Фитнес Ревю» Сергей Сичкар |
Материал "Украинский фитнес: тенденции и перспективы", опубликованный в прошлом номере "Фитнес ревю", вызвал живейший интерес у наших читетелей. Наблюдающийся в настоящее время лавинообразный рост спроса на еачественные фитнес-услуги делает этот рынок весьма привлекательнвм для бизнеса. Вполне закономерен и интерес к этому молодому и здоровому, в прямом смысле этого слова, бизнесу сос торны многих людей. А вот как выглядит этот бизнес глазами тех, кто непосредственно определяет "правила игры"? Наш собеседник сегодня - Генеральный директор Спортивного комплекса "МЕРИДИАН" (г.Киев) Павел Авдокушин. - Добрый день, Павел! Начнем, наверное, с общего вопроса. как вы можете охарактеризовать украинский фитнес с точки зрения наиболее характерных бизнес-тенеденций? Добрый день. Фитнес, как культура здорового образа жизни, на мой взгляд, имеет огромные перспективы в Украине. Причем "стоит" он сегодня лишь в самом начале пути, значительно отстав не только от своего западного "брата", но и от более близкого "родственника" - фитнеса российского. С чем это связано? Конечно же, в большей мере, с постепенно наметившимся ростом благосостояния населения. Как следует из известной каждому маркетологу "иерархии потребностей Маслоу", человек испытывает потребность в удовлетворении нужд более высокого порядка лишь после того, как удовлетворены его "низменные" физиологические потребности. Или, говоря простыми словами, если мы не имеем еды, одежды и крыши над головой, то мысли о том, чтобы убрать несколько лишних сантиметров с талии нам просто не приходят в голову. Напротив, имея стабильный доход, гарантированную личную безопасность и определенное положение в обществе, поневоле начинаешь задумываться о своем внешнем виде и ценить здоровье. Именно такое положение вещей сложилось, к счастью, сегодня в Украине (по крайней мере, в крупных ее мегаполисах). Еще несколько лет назад в нашем обществе наблюдалось резкое расслоение на очень богатых и очень бедных. Средний класс - основной носитель идей здорового образа жизни на Западе, у нас практически отсутствовал. Прослойка же "новых украинцев", безусловно, осознавших уже потребность заботиться о собственном здоровье, была настолько "тонкой" и изолированной, что "новый украинский фитнес" существовал, по сути, как замкнутая субкультура, не принятая широкими массами и не имеющая перспектив развития. Отсюда непостижимые расценки в элитных фитнес-центрах и "злиденність" народных "качалок". Теперь положение изменилось. Простой рабочий человек стал зарабатывать достаточно, чтобы выделить сотню-другую гривень в месяц на поправку здоровья, а большинство "крутых" стали интеллигентнее и ближе к народу. Эти изменения быстро оценили как западные, так и российские фитнес-сети и ринулись в нашу страну мощным потоком. В принципе, отставание Украины от зарубежного опыта имеет и положительную сторону: сегодня мы можем сразу получать отработанные точные тренировочные методики, совершенное оборудование, квалифицированную помощь инструкторов-консультантов и менеджеров. Причем все это достается нам за весьма умеренную цену. Что ожидает нас впереди? Могу предположить, что развитие фитнес-индустрии пойдет в Украине тем же путем, который прошла несколько лет назад розничная торговля. Вспомните ажиотаж вокруг первых супермаркетов с их заоблачными ценами и нескончаемые ряды торговых палаток мешочников вдоль наших улиц. Сегодня все это в прошлом. Товары для элиты по-прежнему продаются в дорогих бутиках, но простой народ стал отовариваться в больших и дешевых супер-, мега-, гипер- и прочих маркетах, маленькие магазины, если только они не предлагают эксклюзив, практически вытеснены с улиц, а бабушек-торговок уважающие себя люди предпочитают обходить стороной. Также и с фитнесом: небольшое количество дорогих фитнес-клубов будут оставаться именно в качестве закрытых и полузакрытых "тусовочных" клубов, в каждом районе появятся огромные и дешевые фитнес-комплексы, приобрести абонементы в которые сможет позволить себе большинство наших сограждан, а в подвалах на окраинах будут продолжать функционировать редкие трущобные "качалки", поскольку и на такой "товар" покупатель, согласно народной мудрости, найдется. По услугам и товарам для здоровой жизни можно предположить следующее: "народные" абонементы, как я уже сказал, будут дешевыми и доступными, а услуги персональных тренеров наоборот значительно подорожают (это подтверждает зарубежный опыт). Качество фитнес-услуг значительно улучшится благодаря довольно жесткой государственной политике в области лицензирования этой деятельности, первые плоды которой ощущаются уже сегодня, и многократно возросшей конкуренции. Украинские залы будут, в большинстве своем, оборудованы отечественным спортивным оборудованием. Основанием для такого прогноза служит стабильная тенденция укрепления в последние годы мирового престижа и признания ряда украинских производителей тренажерного оборудования (среди самых известных можно отметить компании "ВАСИЛ" и "ИНТЕР-АТЛЕТИКА"). Конечно же, в ответ на спрос появится и большое количество новых фирм-изготовителей, вооруженных более современными технологиями и оригинальными разработками. Цены же на отечественное оборудования еще долго будут оставаться конкурентоспособными на мировом и внутреннем рынке. Нельзя не отметить и значительные успехи в, даже не завоевании, а в создании и формировании отечественного рынка пищевых спортивных добавок таких известных украинских фитнес-пищевиков, как компания "ДЕЛМАС УКРАИНА" и иже с нею. Все активнее "втягиваются в процесс" и производители спортивной одежды. Что до спортивных направлений, которые будут предлагаться клиентам фитнес-центров, то здесь прогнозировать очень сложно. Можно сказать одно: выбор будет крайне широким, причем на рынке фитнес-услуг будут по-прежнему "отлично себя чувствовать" и традиционные: шейпинг, аэробика, тренажерный зал, и огромное количество новых видов фитнес-программ. - Как бы Вы охарактеризовали законодательную базу Украины в части поддержки отечественного фитнеса? К законодательной базе, регулирующей предоставление фитнес-услуг, можно отнести Закон Украины "О спорте", нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы лицензирования, а также ряд других документов, последние версии которых сегодня без труда можно отыскать в Интернете (например, на бесплатном сервере Верховной Рады Украины http://www.rada.kiev.ua). Главное, что следует знать клиентам спортивных клубов, а также владельцам подобных заведений: сегодня ни один спортивный клуб не может готовить профессиональных спортсменов и тренировать любителей, не имея лицензии. Причем, если до недавнего времени это законодательное требование повсеместно не соблюдалось, то сейчас государство заняло к нелегалам от фитнеса очень жесткую позицию, и такие клубы просто закрывают, а владельцев их привлекают к ответственности. Для клиентов клуба важно, что клуб, имеющий лицензию, отвечает за качество предоставляемых услуг, их результат и возможные последствия. Ведь условия лицензирования не сводятся к номинальным "бумажным" требованиям, а требуют обязательного освидетельствования санитарно-технического состояния клуба, безопасности и соответствия всем стандартам используемого оборудования, квалификации его персонала, заверения профильными аккредитованными институтами тренировочных программ и даже страховки своих посетителей. В то же время, посещая нелицензированные спортзалы, клиент сам отвечает и расплачивается за неприятности, которые могут с ним случиться при тренировках на сомнительном оборудовании, в неудовлетворительных санитарных условиях или под руководством "тренера", изучавшего анатомию лишь по иностранным бодибилдерским журналам. Хочу отметить, что в этом (2003) году Спортивный комплекс "МЕРИДИАН" получил новую лицензию (Госкомспорта №АА 632230 от 28.07.2003), с честью выдержав все этапы строгих проверок, чем еще раз подтвердил свою высокую репутацию среди фитнес-комплексов Украины. С удовольствием готовы поделиться нашим опытом с коллегами, которым только предстоит это тяжелое, но почетное испытание. - "Нарисуйте" персональный портрет Вашего клиента? Спортивный комплекс "МЕРИДИАН" сегодня является уникальным для Киева спортивным объектом. Уникальность его состоит в том, что в "МЕРИДИАНе" под одной крышей мирно уживаются такие разные направления, как фитнес-центр, ориентированный на посетителей достатка выше среднего, но все же не принадлежащих к категории богачей, элитные теннисные корты с необходимой инфраструктурой, а также крупнейшая в Украине игровая зона. Кроме этого в Спорткомплексе функционируют детские секции единоборств и баскетбола, проводятся персональные тренировки по детскому атлетизму. Все это дает нам не один, а четыре разных основных портрета типичного посетителя. Итак, теннис и связанные с ним услуги посещают главным образом владельцы и топ-менеджеры крупных коммерческих и государственных структур. Это жизненно активные богатые люди в возрасте 35-50 лет. В основном - мужчины. Их цель - не спортивные достижения, а престижное времяпрепровождение и обсуждение деловых вопросов в неформальной обстановке. Кроме того, кортами активно пользуются их дети (возраст 3-7 лет). Клиенты фитнес-центра также не профессиональные спортсмены. В основном это две подкатегории: активные молодые мужчины 25-40 лет, управляющие среднего и верхнего звена и владельцы небольших компаний, а также неработающие обеспеченные молодые женщины 20-40 лет. Игровая зона - царство командных игр - мини-футбола и баскетбола. Время для проведения тренировок по этим спортивным направлениям арендуют в основном крупные корпоративные клиенты, поэтому составить личностный портрет участников таких тренировок не представляется возможным. Сказать же о них в общем можно лишь то, что все они являются сотрудниками больших богатых компаний, руководство которых настроено прогрессивно и идет на определенные расходы для дополнительной мотивации и поддержания командного духа своих работников. Наконец дети, тренирующиеся в секциях детского клуба "МЕРИДИАНа" - дети семей среднего достатка, в основном локально живущих в районе расположения комплекса. - Какие фитнес-программы пользуются наибольшим спросом среди Ваших клиентов? Конечно же, самым популярным направлением в нашем фитнес-центре неизменно остается тренажерный зал. Причем он одинаково любим и женской частью нашего клиентского контингента, и мужской. В конце 2000 года мы установили у себя экспериментальный тренажерный комплекс S-Line производства компании ФИС. На то время это было смелым решением, которое сразу выделило наш тренажерный зал из ряда ему подобных. Однако, время не стоит на месте: меняются технологии, тренировочные методики, предпочтения клиентов. Поэтому в этом году мы вновь решили преподнести предновогодний сюрприз нашим посетителям, и делаем полную замену всех силовых тренажеров на новую специально подобранную и укомплектованную профессиональную силовую линию от компании "VASIL". Новый тренажерный комплекс включает около сорока позиций тренажерного и вспомогательного оборудования, и его стоимость составляет около $ 30 000. Кроме того, очень возросла за последний год популярность кардио-оборудования, что заставило нас недавно приобрести в дополнение к имевшимся велотренажерам профессиональную электрическую беговую дорожку и орбитрек. В ближайшем будущем мы планируем еще более расширить нашу кардио-линию. К другим фитнес-направлениям, чья популярность не снижается годами, можно отнести шейпинг и степ-аэробику. Волнообразно у наших клиентов меняется спрос на фитнес-класс бокс-аэробики, причем в разное время занятия посещают то в основном женщины, то - мужчины. В конце лета этого года мы ввели в "МЕРИДИАНе" новый класс - Fit-ball-шейпинг. Хотя в этом был определенный риск, так как это направление еще недостаточно известно в широких кругах приверженцев фитнеса, однако мы не ошиблись и посещаемость этого класса постоянно растет. Наконец среди наших последних нововведений, которые также с восторгом были восприняты нашими постоянными клиентами, а также, благодаря правильной рекламной поддержке привлекли много новых клиентов, могу назвать стретчинг-гимнастику Пилатеса и йогу. - И последний вопрос в чем-то сходен с краеугольным вопросом русской философии. Итак, как нам обустроить... спортивный центр? Основные правила оборудования любого фитнес-центра: безусловно, хорошее качественное тренажерное оборудование, вспомогательное оборудование для фитнес-классов, комфортабельные раздевалки, квалифицированный персонал, четко отлаженная работа службы Reception, удобная парковка и множество других "мелочей", не учтя которые можно надежно "похоронить" любые вложения в рекламу и продвижение. Лучше же и полнее всего ответ на этот вопрос Вы можете получить, придя к нам с Спортивный комплекс "МЕРИДИАН", а также периодически посещая наш сайт (http://meridian-sport.com.ua) в Интернете. Причем, у Вас будет уникальная возможность пронаблюдать этот процесс в динамике, поскольку мы постоянно обновляемся, ищем новые пути для удовлетворения потребностей наших клиентов, разрабатываем новые спортивные направления. И процесс совершенствования можно продолжать бесконечно. - Спасибо за интервью!
|